НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

ЮННА МОРИЦ

П У Ш К И Н С К А Я   "О С Е Н Ь"

I

        Родители рыдают в Интернете,
        Что Пушкин устарел, учитель строг
        И требует, чтоб выучили дети
        Стихи, где восемь устаревших строк.
        "Очей очарованье" устарело,
        Зимы угрозы – устаревший слог,
        Вся эта дряхлость лезет озверело
        Из Пушкина – и сносит потолок!

        А детям не способны их родители
        Очей очарованье объяснить,
        Словцо "багрец" (хотите, не хотите ли!..)
        Не вдето в память, как в иголку нить.
        Кому нужны такие муки ада,
        Зачем учить такое барахло?..
        Детей болванить Пушкиным не надо,
        Его тысячелетье истекло!

        И в ужасе от "вещего Олега",
        Где "вещий" – от вестей, не от вещей,
        Родительская требует телега
        От Пушкина избавить, он – Кащей!
        Какое там "очей очарованье",
        Когда забыты смыслы этих слов,
        И новое теперь образованье,
        А пушкинская "Осень" – для козлов!..

II

        Очей очарованье – дважды "оч"
        В начале слов, и это – смыслозвуки,
        И очень Пушкин!.. Ваши сын и дочь
        Теперь не будут с Пушкиным в разлуке,

        Он даст билет им вечный, проездной –
        Туда, где очи не равны глазам с ресницами,
        И ставку очную нельзя назвать глазной,
        И очевидцы не зовутся глазовидцами.

        Очнись, родитель возмущённый, твой словарь –
        Не очень Пушкин!.. Это в детях поправимо,
        Когда целует Пушкин их букварь
        И шлёт подарки, пролетая мимо.

        Подарки Пушкина, который нас любил,
        И целовал, и никогда не бросит!..
        Теперь успешный, правильный дебил
        Детей от Пушкина избавить срочно просит.

III

        Очей очарованье – наш пароль,
        Гражданство речи, Пушкин – наш король
        И соль земли, природной силы соль!..
        Где соль утратит силу – нет природы,
        Которая – не роль и не гастроль.

        Поэтому так пресны переводы
        Произведений Пушкина!.. Изволь
        Перевести крупицу этой соли, –
        Себе натрёшь ты мастерства мозоли,
        Прихлопнув насмерть эту соль, как моль!

        А мы – солёные, и в нас растворена
        Крупица Пушкина, с младенческого сна,
        Когда отец и мать читают сказки,
        Отнюдь не пресные!.. И соль земли, она,
        Даёт нам речь в голосовые связки, –

        Так русской речи пушкинская соль
        Купает нас в младенческой нирване.
        И в самый худший день, в кровавой бане, –
        Кто с нами?.. С нами Пушкин – наш король,
        И наш пароль – очей очарованье!..

 

К А К И Х   Ч У Д Е С   И С Т О Р И Я   П О Л Н А!

В детстве я ходила в среднюю школу в Киеве, где для всех были уроки математики, физики, химии, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, ботаники, биологии, географии, истории, русского языка и литературы, украинского языка и литературы, английского языка, рисования, пения, истории музыки и живописи. Это была самая обычная районная школа, где учились дети самых разных национальностей, и все они читали русскую и украинскую классику, свободно владели двумя языками.

Естественно, в русской и украинской классической литературе было множество слов, обозначавших предметы и явления исторического быта прежних веков, далёких от повседневной реальности, где люди ездили не в кибитках, каретах, бричках и тарантасах с лошадьми, ямщиками и облучками, а на трамваях, в троллейбусах, автобусах и на фуникулёре. Но учителя у нас были прекрасные, и каждое непонятное слово русской и украинской классики они объясняли на уроках и потом проверяли, все ли поняли и запомнили значения этих слов, без которых никакой классики не бывает ни в России, ни в Украине, ни в Европе, ни в Африке, - нигде!..

Мои школьные учителя жили в коммунальных трущобах и мылись в общественных банях, ночами читали горы наших сочинений и контрольных работ, никогда не унижали своих учеников, не обзывали двоечников обидными словами. Но двоечники наши знали наизусть Пушкина, Лермонтова, Лесю Украинку, Шевченко, Есенина, Блока и даже сонеты Шекспира, - потому что у двоечников бывают свои особенные способности!..

Мне сегодня дико читать рыданья и вопли родителей и учителей, что Пушкин устарел и дети не могут выучить даже несколько строк Пушкина наизусть, потому что они не знают значений пушкинских слов.

А чем заняты эти учителя, если они не способны объяснить детям, что такое исторический быт народа и что значат непонятные слова, без которых нет у народа классической литературы, нет вообще никаких классических писателей – до августа 1991 года?..

Бывший учитель математики, а ныне глава управления образования Юго-Западного округа Москвы сообщает: «- Задал я как-то пятиклассникам выучить наизусть известный отрывок Пушкина:

        Бразды пушистые вздымая,
        Летит кибитка удалая,
        Ямщик сидит на облучке
        В тулупе, в красном кушаке.

Все ребята были из российских семей. Но знали они в этом стихотворении всего 4 слова: "пушистые", "летит", "сидит" и "в красном". И смысла текста не поняли, а потому учили его нехотя. В полной мере это относится и к мигрантам."

Нет, господин Лауреат конкурса "Учитель года", в полной мере это относится не к мигрантам, а к Вам лично, именно Вы обязаны были сперва объяснить своим пятиклассникам (7+5=12 лет! серьёзный, творческий возраст!) значения всех не понятных им слов русской классики, русского исторического быта, и только потом задавать им выучить наизусть известный отрывок Пушкина, всего 4 строки!.. Это – Ваша работа, "Учитель года".

А мигрантов Вы зря пристегнули к теме «не понятного детям Пушкина»!.. У Ваших пятиклассников и у мигрантов – проблемы абсолютно разные. Мигрантам надо сперва преподавать русский, как иностранный, в России всегда были прекрасные специалисты в этой области.

А Вашим пятиклассникам не надо преподавать русскую литературу, как иностранную!..

Но именно такая «инновация» хлынула под видом «глобализации», «интеграции в мировое сообщество» - преподавать русскую литературу, как иностранную, всех подряд превращая в мигрантов.

Это – не демократия, не толерантность и никакой не расцвет «преобразования образования». Это – политика за гранью здравого смысла.

 

   
 
 
 
 
 
 
 
Биография
Поэзия
Стихи для детей
Вернисаж
Проза
Рецензии и интервью
Библиография
На титульную страницуНаписать письмо
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru